Сегодня по первому Каналу показывали эксперимент, своебразную "проверку на вшивость", наших с вами сограждан, обитателей " чудного края тишины и неподвижности", помните, как у Гончарова. Между прочим, именно им в своё время была поразительно точно схвачена эта самая типизация национального уклада патриархально идиллической жизни Россиянии, отличительными свойствами жителей которой является сосредоточенонность на физиологических потребностях ( еда, сон, продолжение рода) при отсутствии духовных, цикличность жизненного круга в его главных биологических моментах "родов, свадеб, похорон", привязанность людей к одному месту и боязнь перемещения, замкнутость и равнодушие к остальному миру, а вместе с тем, вот эта поразительная мягкость и сердечность, и в этом смысле человечность. Говорят, - это типично - русские национальная черты, однако время не стоит на месте, иностранцы отвыкают от ушанки, матрёшек и медведей, а мы с интересом наблюдаем за изменением приоритетов людей вокруг нас. Вместе с тем, меняется и общий фон восприятия жизни. И, хотя накопленный веками в генофонде нации общий стиль поведения и пытается лениво сопротивлятся прозападным ориентирам " человека в движении", всё же никакие гены и васи уже не в силах изменить иные устремления нашего человека, особенно это касается обитателей столицы. Чтобы проследить за динамикой смены внутренних доминант поведения современного человека, за пример было взято наиболее выраженное чувство человека социального - инстинкт взаимопомощи. Следуя определению, выдвинутому ещё в начале 19 века, человечность как раз-таки и должна была, по сути, отличать нашего гражданина от " ихненских" поборников капитализма. Однако, по итоги эксперимента заставляют задумацца. Суть заключалась в том, что специально обученный человек, находясь в общественных местах, таких как метрополитен, парк и центральные улицы города, должен был изобразить некий приступ - сердечный ли, случай нервного перенапряжения, усталости - неважно. Остальные участники эксперимента наблюдали, как поведут себя случайные прохожие. В итоге, где бы не валился человек, как бы он не стонал, полулёжа на скамейке в парке - никто даже не подошёл. Иногда люди оборачивались, переглядывались и спешно удалялись. Исключением из правил стали ситуации, когда здоровый с виду человек, направляясь, например, к выходу из вагона на глазах у пассажиров падал ниц. Тогда и только тогда, люди, находившиеся в непосредственной близости подходили узнать, не нужно ли позвать на помощь. К чему я веду. Мне кажется, дело не только в том, что люди стали хуже по своим морально - этическим качеством, дело в том, что засыпающий в транспорте студент и схватившаяся за сердце женщина, как и развалившийся на скамейке или под ней молодой человек - это уже норма жизни. Как обоняние не замечает посторонных запахов уже через 3 минуты, так и в сознании наших людей эти картины выглядят уже не чем-то вопиющим, а совершенной нормой.
Вчера, в центре московского метро, под поезд упал слепой. Пока его останки соскребали с рельсов, движение поездов было остановлено. 2 человека сказали мне вчера, что из-за этого *инцидента* их путь на работу был затруднён. И ни нотки жалости к этому человеку в их голосе не прозвучало, лишь тупая досада за то, что они опоздали на работу. И знаете, Мне было отчаянно печально это слышать.
А за неделю до этого, под окнами Нефского мужчина бил женщину. А Нефский сидел и гадал, чем дело кончицца. Потому что он - " не Зорро".
Вы бы помогли незнакомому человеку, попавшему в беду?